184 ФЗ о техническом регулировании в редакции 2018 года: краткое и полное содержание, цели, виды регулирования, основные положения

Федеральный Закон о техническом регулировании является важнейшим документом в сфере производства, реализации или переработки продукции.
Разберемся более подробно с отдельными положениями данного федерального закона.

Краткое содержание и структура закона

Федеральный закон о техническом регулировании вступил в силу в 2002 году. Он устанавливает основные отношения, связанные с установлением технических регламентов на продукцию и техрегулировании при оценке соответствия.

Этот нормативный правовой документ имеет следующую структуру:

  1. Преамбула.
  2. Главы.
  3. Статьи.

В последней главе установлены заключительные и переходные положения, а также порядок вступления федерального закона в юридическую силу.

Какие отношения и что регулирует закон о тех. регулировании, цели закона, сфера применения

Правовые основы стандартизации

Данный нормативный правовой акт регулирует следующие аспекты сферы жизни общества:

  1. Разработка, и производство специальных требований к продукции и другим объектам гражданского оборота, например, зданий, сооружений и др., порядок осуществления реконструкционной и утилизационной деятельности.
  2. Порядок утверждения соответствия продукции установленным на законодательном уровне требованиям.
  3. Оценка соответствия и др.

Таковы основные положения.

Стоит отметить, что этот нормативный правовой акт не затрагивает правоотношения по поводу санитарно-эпидемиологического контроля и иных смежных с этим правоотношений.


Объекты ФЗ о техническом регулировании

Положения законодательства распространяется и на определение объектов технического регулирования. Можно выделить следующие их виды:

  • продукция;
  • оказание услуг;
  • результаты производства и его процессы;
  • процессы реализации и утилизации;
  • процесс хранения;
  • процесс перевозки и др.

Каждый из этих видов объектов имеет свои особенности технического регулирования, который раскрываются и разъясняются не только в вышеуказанном федеральном законе, но и в других нормативных правовых актах Российской Федерации (например, ФЗ об обороте спиртосодержащей продукции и др.).

Виды технического регулирования

Все виды тех. регулирования в соответствие с последней актуализированной информацией делятся на две большие группы:

  1. Общие.
  2. Специальные.

В первую группу входит такая сфера правоотношений, которая возникает по поводу эксплуатации зданий, биологической безопасности, пожарной безопасности и др. Это такие важнейшие аспекты, которые обязаны соблюдать все субъекты в Российской Федерации. Изменениям или дополнениям они не подлежат, за исключением внесения изменений в само федеральное законодательство.

Специальные —  это такие виды технического регулирования, которые не регулируются общими положениями. Они принимаются в отношении отдельных видов продукции путем издания нормативных правовых актов. Как правило, у такой продукции более повышенный риск нанесения вреда жизни и здоровью населения, а также экологии.

Правовые основы стандартизации

Государственная дума и органы исполнительной власти принимают массу законов, которые регулируют правоотношения по стандартизации. Сюда можно отнести следующий нормативные правовые акты:

  1. ФЗ «О техническом регулировании».
  2. ФЗ «О стандартизации».
  3. ФЗ «О сертификации продукции» и услуг и др.

Каждый из вышеперечисленных документов закрепляет отдельную сферу правоотношений в области стандартизации, конкретизирует и  обобщает некоторые аспекты.

На что не распространяется действие федерального закона о техническом регулировании

Положения этого нормативного правового акта не распространяются на социальные и экономические положения, положения в сфере санитарного контроля и др.

Не регулируются нормативным правовым актом также и профессиональные стандарты, стандарты лечебных и профилактических учреждений, стандарты в области охраны труда и др. Все эти аспекты закреплены частями третьей и четвертой статьи первой ФЗ о техрегулировании.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию

Главенствующим федеральным органом исполнительной власти в данной сфере правоотношений – это росстандарт.

Образован данный орган был в 2004 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Руководство осуществляется Абрамовым Алексеем Владимировичем.

На сегодняшний день действуют семь территориальных органов управления Росстандарта. Управления Росстандарта включают в себя финансово-экономическое управление, информационное управление, аналитическое управление, управление административной работой, контрольное ревизионное управление и др.

Услуги, оказываемые Росстандартом, являются платными. В некоторых случаях за совершение тех или иных действий необходимо уплатить государственную пошлину. Ее размер варьируется в зависимости от запрашиваемого действия и находится в пределах от 100 до 1600 рублей.

Статья 2 ФЗ 184

Данная статья закрепляет основные понятия, используемые в этом нормативном документе. Например, надзор за соблюдением регламентов,  содержание стандартизации и др.

Правильная правовая трактовка и характеристика этих основ, например, при строительстве, поможет привести весь процесс производства в законное русло и избежать возможных правовых споров в будущем.

Статья 28 ФЗ 184

Эта статья регламентирует права и обязанности заявителя. Он вправе осуществлять действия в соответствие с требованиями закона, использовать техническую документацию, обращаться в государственный орган с жалобами, принимать на себя обязательства и определять иные существенные аспекты.

Заявитель также обязан обеспечивать соответствие продукции установленным законом требованиям, уплачивать государственную пошлину, предоставлять достоверные документы и др.

Статья 46

Эта статья закрепляет переходные положения возникающие и действующие в сфере технического надзора и в иных сферах, в целях регулирования которых был принят федеральный закон.
Установлено, что для того чтобы соответствовать ФЗ и получить юридическую силу, любой нормативный документ, принимаемый в данной сфере, должен быть опубликован в единой информационной системе, например, в Российской газете.

Статья 49

Изменения в ФЗ 184

Основные изменения в данном ФЗ коснулись того, чтобы установить и предусмотреть обязательные особенности технического регулирования в сфере градостроительной застройки.
Указывается, что действовать, осуществлять и выполнять застройку необходимо в соответствие с техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

Скачать ФЗ 184 в последней редакции

Скачать закон о техническом регулировании с изменениями и дополнениями в последней редакции 2018 года можно здесь. ⇐

Комментарии к закону. ⇐

Таким образом, применение и общее назначение этого нормативного правового акта вызвано необходимостью регулирования деятельности в различных сферах жизни общества и приведение ее в соответствие с государственными нормативами и правилами.
Регламенты по отдельным вопросам можно посмотреть в информационной системе Консультант. После принятия закона к нему оформлялись различные приложения, определяющие статус того или иного варианта продукции или результата оказания услуги.


Ссылка на основную публикацию