ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»: действующая редакция 2018 года, структура, изменения в законе

В соответствие с положениями и поправками в законодательстве правление на местах осуществляется ОМС.  ФЗ 131 предусмотрел признаки местного управления (сокращенно — МСУ), которое должно соответствовать конституции и международным правовым актам.
Принимать решение ОМС может путем проведения собрания, определять важнейшие вопросы – после обсуждения с населением. Депутаты, избранные на службу, также обладают специфическим статусом. Разберемся подробнее с важнейшими положениями такого ФЗ

Краткое содержание и структура 131-го ФЗ

Федеральное законодательство об основополагающих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации с последними изменениями в действующей редакции был принят в октябре 2003 года. Он состоит из преамбулы, глав и статей. Каждая статья, в свою очередь, подразделяется на пункты. Все изменения, вносимые в данный нормативный правовой акт можно отслеживать на таких ресурсах, как консультант или гарант.

МСУ в РФ – это один из важнейших основ конституционного строя. Создавать органы МСУ можно на территории всего государства, что также закрепляется конституцией. Основными способами реализации данного права являются участия граждан в местных референдумах, выборах, а также путем создания муниципальных образования и органов.

Очень важно понимать, что органы местного самоуправления не относятся ни к одной из ветвей власти и признаками государственной власти не обладают. Действуют такого рода образования на основании уставов, а также путем издания отдельных нормативных правовых актов.

Основные термины

Местное самоуправление в РФСреди самых значимых терминов, используемых в данном правовом документе, являются:

  1. Село – объединение одного или нескольких населенных пунктов, обладающих признаками сельской местности, МСУ здесь может осуществляться непосредственно населением.
  2. Городское поселение – это либо город, либо поселок, в которых также имеется возможность по созданию управленческих структур.
  3. Муниципальный район – объединение сразу нескольких поселений, в которых создаются отдельные органы местного управления для разрешения межтерриториальных важнейших вопросов.
  4. Межселенная территория – это такого рода земли, которые не имеют отношения ни к одному из населенных пунктов.
  5. Должностное лицо МСУ – гражданин, который работает либо о трудовому контракту в управленческих подразделениях, либо которого выбрало население путем проведения открытых выборов.

Существуют определенные виды органов, каждый из которых обладает своей компетенцией и полномочиями, например, администрации, иные исполнительные органы и др. В каждом конкретном регионе такие органы могут называться по разному.


Общие, основные принципы организации МСУ

Основы муниципальной власти в городах и поселениях регулируются и закрепляются следующими документальными актами:

  1. Международное право.
  2. Конституция РФ.
  3. ФКЗ (Федеральные конституционные законы).
  4. ФЗ.
  5. Постановления правительства и указы Президента.
  6. Постановления органов местного самоуправления, муниципалитетов.

Особое значение в данной ситуации имеет принцип территориальности. Он означает, что управленческие структуры могут быть в сельских поселениях, городах, районах и т.д. Нужно учесть, когда меняется территориальное деление, положения вышеуказанного закона не применяются. Все вопросы разграничения компетенций рассматриваются в соответствие с законодательной базой регионального назначения.

Где согласно закону осуществляется территориальное, локальное самоуправление

МСУ может быть осуществлено на любой территории Российской Федерации. Сюда относятся и города, поселки, муниципальные районы или городские округа.

Нужно отметить, что признать ту или иную территорию муниципальным районом или городским округом может только орган государственной власти.

В законе отмечено, что создание органов управление на различных территориях не является обязательным. В этой ситуации все важнейшие распорядительные действия будут осуществляться непосредственно населением. Население имеет право принимать решения по тем или иным вопросам с помощью проведения собраний.

Городские округа и муниципальные районы обладают специфической компетенцией. Помимо того, что они могут создавать органы местного самоуправления и управлять своим населенным пунктом в пределах принадлежащей территории, они еще и могут давать распоряжения органам местного самоуправления других населенных пунктов, которые им подведомственны.  По таким каналам связи могут разрешаться и те или иные финансовые вопросы.

Структура органов самоуправления

В муниципалитетах в соответствие с нормами законодательства все основные вопросы имеют право разрешать:

  1. Представительный орган.
  2. Администрация.
  3. Контрольный орган.
  4. Глава органа местного самоуправления и муниципального образования в целом.

Это официальный список элементов, входящих в структуру. В каждом конкретном муниципальном образовании такие органы могут иметь свое название и свои особенности.

Представительный орган является аналогом законодательного органа государственной власти. В его компетенцию входит принятие решение по вопросам законодательного регулирования, выпуск муниципальных нормативных правовых актов и др.

Администрация – это важнейший исполнительный орган, который имеет право по решению вопросов управления, распоряжения муниципальным имуществом, разрешение вопросов финансирования, принятие решения о проведении муниципальных мероприятий и др.

Контрольным органом в данной ситуации является, как правило, счетная палата. Разумеется, что контрольные органы могут быть и других разновидностей, но на сегодняшний день в России других контрольных органов в рамках осуществления местного самоуправления не предусмотрено.

Глава МСУ – это аналог мэра или губернатора. Он обладает всеми представительными и управленческими полномочиями.

Глава МСУ может сам выбрать, каким именно образом ему надлежит осуществлять свою деятельность. Он может работать в представительном органе местного самоуправления, а также может возглавить местную администрацию.

О полномочиях органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления имеют исключительные права в следующих сферах жизнедеятельности муниципального образования:

  • принятие устава;
  • установление платы за те или иные местные услуги;
  • принятие и разработка герба и/или гимна;
  • создание коммерческих и некоммерческих предприятий;
  • права в сфере предоставления жилищных коммунальных услуг;
  • принятие нормативных правовых актов;
  • осуществление международных связей и др.

Субъекты российской федерации имеют право принимать нормативные правовые акты в которых содержатся условия по поводу разграничения полномочий между самим субъектом и муниципальными образованиями, входящими в его состав.

 Изменения и поправки в законе

Одним из новейших нововведений стало то, что народным органам управления были переданы полномочия не только по содержанию дорожного покрытия муниципального значения, но и организацию дорожного движения на них. Ранее такими правами обладали только субъекты РФ. Поправки коснулись и порядка осуществления выборов. Так, теперь главой МО может стать высшее должностное лицо МО, ранее это понятие включало в себя слова «должностное лицо».

Изменения коснулись и положения, касающиеся уборки мусора. Связаны такие изменения с реформированием системы охраны экологии и окружающей среды в РФ. Теперь органы народовластия должны заниматься не сбором мусора, а его накоплением и последующей реализацией.

Скачать федеральный закон 131 о местном самоуправлении: последняя редакция

Скачать ФЗ с последними дополнениями и комментариями в действующей редакции можно здесь. ⇐

Комментарии к ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ

Данный нормотворческий акт был узаконен в Российской Федерации в соответствие с Европейской хартией местного правления. Данная хартия нашла свое отражение как в федеральном законе 131, так и в Конституции РФ. МСУ осуществляется под полную ответственность самого населения. Однако такая ответственность не несет никаких правовых аспектов, за исключением неблагоприятных последствий для самих людей, которые в законе 131 не рассматриваются.

Таким образом, согласно статьям ФЗ номер 131 и краткому содержанию к ним, органы народовластия осуществляют деятельность по содержанию местного имущества, управлению местными делами и др. Эти органы  не имеют государственного значения и к ветвям власти не относятся.
В соответствие с новой редакцией закона, полномочия МСУ распространяются и на организацию дорожного движения, чего ранее предусмотрено не было.


Ссылка на основную публикацию