ФЗ 144 об оперативно-розыскной деятельности (в редакции 2018 года): виды ОРМ, характеристика и комментарии, надзор за исполнением

Содержание

Государственная Дума принимает в области ОРД массу нормативных правовых актов, среди которых и ФЗ 144. В российской федерации предоставление той или иной информации о гражданах и организациях, дача характеристик в рамках проведения уголовных действий не должно нарушать конституционные права граждан. Это и регламентировано ФЗ. Разберёмся подробнее с некоторыми его положениями.

Федеральный Закон 144 об оперативно-розыскной деятельности: основные положения и понятия

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Виды ОРМ в ОРД

ФЗ 144 об оперативно розыскной деятельностиПод ОРМ понимаются «оперативно розыскные мероприятия». Именно они и проводятся при оперативно-розыскной деятельности. ОРМ может проводить только лицо, имеющее соответствующий правовой статус. Такие полномочия отданы следователю, лицам, осуществляющим прокурорскую деятельность и др.

ОРМ бывают таких видов:

  1. Опрос.
  2. Поучение справок.
  3. Наблюдение.
  4. Выявление личности.
  5. Обследование вещей и предметов.
  6. Обследование зданий и сооружений.
  7. Прослушка телефонов и просмотр сообщений и др.

Перечень может быть изменен или дополнен только одним способом, а именно, внесением поправок в вышеуказанный федеральный закон.


Важнейшие статьи закона

Статья 2 ФЗ 144

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Статья 5 ФЗ 144

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина. В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы. Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Статья 6 ФЗ 144

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Статья 7 ФЗ 144

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Статья 8 ФЗ 144

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Статья 9 ФЗ 144

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Статья 10 ФЗ 144

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Ст. 11 ФЗ 144

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Ст. 12 ФЗ 144

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. 13 ФЗ 144

В этой статье перечислены органы, которые имеют право осуществлять ОРД. К таковым относятся:

  1. МВД.
  2. ФСБ.
  3. Таможня.
  4. ФСИН.
  5. Служба внешней разведки.

Никакие иные должностные лица других органов, которые не указаны выше, не имеют права на проведение подобного рода мероприятий.

Ст. 14 ФЗ 144

Здесь предусмотрены обязанности вышеуказанных органов. К таковым, прежде всего, относятся соблюдение конституционных прав человека, четкое выполнение требований законодательства, исполнение всех необходимых действий, фиксация и доведение до сведения уполномоченных должностных лиц информации о ходе проведения ОРМ.

Ст. 15 ФЗ 144

В этой статье раскрываются права органов, имеющих возможность проводить ОРД. К таким правам относятся право на проведение ОРМ, фиксация результатов, доступ к предметам, зданиям и сооружениям и необходимой информации и др.

Ст. 17 ФЗ 144

В этой статье указывается необходимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Для этого отдельные лица могут привлекаться в качестве понятых, свидетелей или подставных лиц. При этом, права граждан не должны быть ущемлены или нарушены.

Ст. 21 ФЗ 144

Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД.
Все виды результатов ОРД при производстве действий, приобщении материалов к делу, рассекречивании целевой информации и др. должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Именно для этого и необходим прокурорский надзор. Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативные розыскные мероприятия.

Проверочная закупка по закону об ОРД

Проверочная закупка регулируется статьей шестой вышеуказанного закона. Это такого рода мероприятие, направленное на выявление точек продаж незаконной и опасной продукции для последующего пресечения этих действий.

Как правило, проверочная закупка осуществляется для выявления торговцев контрафактным алкоголем, наркотиками, оружием и др. основания для проверочной закупки указываются в постановлении конкретного должногстного лица, его издавшего.

Постановление о проведении проверочной закупки, образец, бланк

Скачать образец и бланк постановления можно здесь.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения таких мероприятий может стать уже имеющееся в производстве уголовное дело, сообщение о готовящемся или совершенном преступлении от посторонних лиц, поручение следователя или же дознавателя.

Понятие, список и перечень конкретных оперативных розыскных мероприятий уже рассматривались выше.

Как заверяется судебное постановление на проведение ОРМ

Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение. Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.

Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается.

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий образец

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий можно скачать по данной ссылке. ⇐

Закон о оперативно-розыскной деятельности ФСБ

Закон номер 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности. Это прямо указано в перечне органов, которые наделены компетенцией на проведение ОРД.

Так как деятельность ФСБ является довольно специфической, то проведение некоторых из оперативных розыскных мероприятий могут регулироваться отдельными законодательными актами, защищаемыми как государственная тайна.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

Этот вопрос освещался ранее. Стоит отметить, что прокуроры могут осуществлять надзор путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Также деятельность органов, осуществляющих оперативные розыскные мероприятия, может проверяться по заявлению граждан. На основании выявленных нарушений прокурором выносится акт, в котором указано, что необходимо немедленно прекратить неправомерную деятельность.

Комментарий к федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности

Комментарий к федеральному закону можно скачать, кликнув сюда. ⇐

Скачать закон об ОРД действующая редакция, с комментариями

Скачать федеральный закон в последней редакции с изменениями и дополнениями можно на нашем сайте, бесплатно. ⇐

Таким образом, новый закон содержит информацию о порядке проведения ОРД и ОРМ, о том, как получить нужные сведения, как принимать решения по делу и др. Отдельные оперативные розыскные мероприятия могут быть регламентированы отдельными нормативными правовыми актами.


Ссылка на основную публикацию